gerraa (gerraa) wrote,
gerraa
gerraa

Игры с пространством и бой с тенью

Добравшись до коричневого пояса по айкидо и после трех лет капоэйры, я наконец врубилась в смысл понятия "бой с тенью". Чесслово, я все это время с некоторым удивлением читала отзывы великих об этой учебной технике. Пыталась сама с собой делать всякое-разное - и не понимала, в чем фишка? почему у меня не получается вообразить "тень"? чо ж за фигня? ощущение словно ты тупо кривляешься сам перед собой.
А тут дошло.
Я, как и все, кто еще относительно недавно занимается единоборствами, много смотрю на что? на свои руки, ноги - на себя, короче, а не на противника.
Кто учился когда-либо играть на музыкальных инструментах, сталкивался с подобной проблемой - оторвать глаза от грифа или клавиш. Это отдельный процесс. Я помню, как с гитарой проходила этот этап - глаза притягивались к грифу, как магнитом, и стоило отвести взгляд, как я теряла лады, струны и все остальное. То же самое было при обучении слепому методу печатания. Стоило поднять глаза на экран, как моя уверенность мгновенно исчезала и я начинала неуверенно щупать клавиатуру.
И вот пока ты не оторвешь взгляд от своих рук - дело дальше не продвинется. Потому что зрение - лишнее звено между тем, что ты делаешь, и мозгом. И это звено тебя сильно ограничивает. Во-первых, полем зрения, во-вторых, ты полагаешься не на тело, руки и т.п., а на глаза - и это совершенно другой эффект, но работаешь-то ты не глазами, а телом, руками, пальцами. Есть еще и в-третьих: в единоборствах направление взгляда влияет на движение, твою позу, заряженность на следующее перемещение. Это особенно сильно ощущается в айкидо, где ты работаешь в близком контакте с чужим весомым телом, обладающим собственной волей и мнением насчет того, куда надо двигаться. Если посмотреть выступления мастеров, видно, что их осанка и взгляд принадлежат только им, а не партнеру или противнику.
В общем, фишка в спорте в том, чтобы перестать смотреть на тело - свое и противника, или на пол, перед тем, как поставить туда свои конечности. Надо оторвать глаза от пола и себя любимого и смотреть на противника и на пространство вокруг него, на партнера в интерьере, так сказать - и тогда ты увидишь, почувствуешь себя в этом пространстве, по отношению к сторонам света, верху, низу и противнику.
В айкидо от меня это уже требовали раньше - и там я уже смотрю редко, работаю в трехмерном пространстве, стараюсь контролировать этот процесс. Но почему-то мне в голову не приходило экстраполировать это на капоэйру. И вот - наконец, дошло! И оторвав глаза от пола, как и в случае с клавиатурой и грифом, я реально ощутила, насколько это все меняет. Мир стал объемным и просторным, изменилось ощущение положения тела в пространстве, стало легче двигаться.
Но главное - я увидела "тень", лицом к лицу, я смотрю ей в глаза и теперь реально могу с ней играть. Проблема нехватки воображения исчезла.
Это понимание я считаю крайне важным этапом в своем развитии.
И ведь мне об этом говорили. Но я не слышала. Видимо, до этого надо дорасти.
Теперь хожу в метро и играю в игру "компьютерный мир". Если расфокусировать зрение и добавить в контролируемую область периферию, начинаешь видеть картинку в целом - потоки людей, движущиеся вагоны, рисунок светильников и игру теней наверху (и это, кстати, отдельная песня - присмотритесь в метро, такая красота встречается!). И этот взгляд сверху позволяет тебе прокладывать наиболее удобную траекторию перемещения - словно ты играешь в компьютерную игру и ведешь своего героя. Клево!
Наверняка для многих это прописные истины. Но для меня открытие. Об этом можно читать, можно слушать, но понимание приходит через другие органы чувств.
В общем, жизнь, как всегда, полна удивительных вещей :)
Tags: айкидо, за жизнь, капоэйра
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments