gerraa (gerraa) wrote,
gerraa
gerraa

Category:

Про кино вообще и в частности

Посмотрели прекрасный образчик современного индийского кино - "Мэри Ком". Про индийскую боксершу. Умиляюсь всеми фибрами души :) Фильм, несмотря на сюжет и европейскость, все равно индийский до последнего звука. Поют - про сердце. И про любовь. Ага. Аж 6 песен. Но уже в почти европейском формате. И конечно кое-где танцуют. И несправедливости - до хрена. И борьба за права женщин. И спортсменов. Ганди у них в крови - это точно. И сначала злой, а потом раскаявшийся папа имеется. И мистическая связь между умирающим младенцем и главным боем жизни, запечатленная в множестве замедленных кадров, специфически нагнетаемой музыки и погибанием главной героини. И даже имеется злобный раджа в лице главы спортивной федерации, который, впрочем, к концу фильма перевоспитывается весь потрясенный мужеством прекрасной боксерши. Прелесть! Такая прелесть :)
***
А потом посмотрели совершенно черную российскую кину "Жить". Мамадорогая... Все умерли, потом типа вернулись, но потом все равно оказались мертвые.
Т.е., я понимаю, что хотел режиссер сказать. Я хорошо помню ту безумную 100%-ную готовность к чуду. Вот уже всё, похоронили, закопали, труп видела, в лобик целовала, сама похороны организовывала - а заходя в квартиру, в комнату долго еще всматриваешься в темные углы, бросаешь с надеждой взгляд на кресло, на улице обгоняешь похожих людей, заглядывая им в лицо... И каждый раз всем своим атеистическим до мозга костей сознанием закоренелого материалиста понимаешь, что увидь его сейчас - поверила бы сразу и на все 100, что жив. Забыв, стерев случившееся из памяти в ноль. И только потом - может быть - задумалась бы. А может быть и не задумалась, может предпочла бы жить в счастливом мире, где он не умер.
То есть, идея фильма понятна. И все это показано еще и в наших советско-российских постперестроечных разрушенных реалиях... Подумала по итогам фильма, что меня возможный американский зомби-апокалипсис не так пугает, как его потенциальная российская версия. Потому как, помимо зомби реальных, у нас, впридачу к ним, обнаружатся толпы "зомби" вполне себе еще живых: пьяных, агрессивных и очень озлобленных на весь мир.
***
Смотря вот этот очередной российский фильм об "обыкновенном апокалипсисе", я кажется поняла нашу любовь к старым советским фильмам и отвращение большинства населения к такому современному реалистичному кино, как "Волчок", "Жить", "Я не вернусь", "Похороните меня за плинтусом", "Класс коррекции", "Левиафан", "Дурак" и т.п.
Наши всенародно обожаемые старые фильмы - это сказки: пародии, трагикомедии, драмы, но главное - сказки. Смешные, добрые, но не про реальность. Какой фильм не возьми - действительность в нем всегда приукрашена, будь то завод, война, офис или обычная семья. Есть явное и признанное зло и концентрированное добро. И даже злобное зло в наших старых фильмах отличается остроумием и изящно впадает в комичные ситуации, где мило трепется с добром за жизнь, симпатично шутя по дороге. Те фильмы уверяли нас, что на самом деле у нас все хорошо. Или будет хорошо. Или будет хотя бы забавно.
А создатели современных фильмов о суровой российской действительности, напротив, стараются показать ее максимально прямо и достоверно, и даже иногда доводят ее до гротеска, усиливая эффект трагедии. Добра и зла в чистом виде в наших нынешних фильмах нет - скорее, в них показано, что в той или иной степени всё есть зло. С легкой примесью добра. В итоге получаем антисказку, долбающую по психике и демонстрирующую нам, как мы живем на самом деле. Более того, у современных фильмов есть еще одна фишечка: многие из них выстроены на контрасте "показуха-реальность". А мы ж все большие спецы в показухе - мы на ней выросли, она в крови нашей с момента рождения, мы-то всегда знаем, что там за показухой прячется - признаемся мы себе в этом или нет. И от этого ощущение "все плохо" только усиливается.
И сейчас, когда граждане плюются в сторону "Левиафана", "Дурака" и многих других образцов современного реалистичного кино, они просто тоскуют по тем изящным фильмам-сказкам, где все герои были умные, обаятельные, харизматичные и правильно расположенные по полюсам добра и зла.
Наши современные развлекательные фильмы, к которым относятся и различные продолжения известных советских картин, ушли в другую крайность: герои в них настолько идиоты, что у них все хорошо по определению. Счастливые дебилы, так сказать. И для нормального мыслящего человека этот всеобщий счастливый дебилизм тошнотворен своим чрезмерным отклонением от реальности, но уже в другую сторону, нежели реалистичное кино.
И то, и другое для большинства населения России мало приемлемо. И люди идут на современное западное кино, которое по раскладке сил между добром и злом, по соотношению счастья и горя, по проценту комедии и доле тщательно рассчитанной выжатой слезы на данный момент оказывается ближе всего к тем добрым старым фильмам, которые мы так любим.
А почему мы ушли от тех старых добрых фильмов к суровой реальности? На мой взгляд, в немалой степени потому что мы стали ограничивать территории, где можно смеяться, стебаться, прикалываться, черно и бело шутить, фантазировать и выдумывать. Мы перестали создавать миры и стали стараться делать "как в жизни", а в жизни все совсем не так весело и легко. И каждый новый запрет - неважно, в какой области - ограничивает и нашу внутреннюю свободу. Шоры извне неминуемо отражаются и на внутреннем сознании человека. И мы разучились делать прикольные креативные свободные добрые фильмы. Потому что там нельзя шутить, чтобы не обидеть чувства тех, тут лучше злободневно промолчать, чтобы не задеть чувства этих, а этот анекдот вообще неприемлем, как несочетаемый с линией правительства.
Что забавно, когда шли ограничения только сверху - с юмором в массах все было хорошо. В открытых или подпольных формах он процветал. Но сейчас ограничения пошли изнутри народных масс. Ограничителями стали выступать сами массы, которым дали добро решать: как можно шутить, а как нельзя; про что можно говорить, а про что нет; где можно танцевать, а где это вредно. И это убивает нас, нашу свободу, нашу волю мыслить, думать как хочется, креативить и создавать легкие умные ироничные фильмы, в частности.
Tags: Кино, Общественное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments