gerraa (gerraa) wrote,
gerraa
gerraa

Капоэйра: мир вверх ногами :)

Кто о чем, а я о наболевшем :)
То бишь, опять про спорт.
Так уж в итоге получилось, что я в этой жизни в разное время и в разном объеме (от нескольких месяцев до нескольких лет) поимела опыт тесного общения с несколькими, очень отличными друг от друга, единоборствами (самбо/дзюдо, совсем чуточку каратэ и айкидо). А сейчас смотрю на капоэйру и восхищаюсь тем, насколько же она другая.
Стойка! Специально с тренером пообщалась на эту тему: действительно, нет в капоэйре некой правильной базовой стойки = исходной позиции. Что я имею в виду под стойкой? В других единоборствах - это слегка согнутые в коленях ноги в определенной позиции, прямая спина, четкое ощущение центра тяжести-баланса, руки перед собой... Есть нюансы, но в целом - оно так везде.
И в стойке весь ты представляешь собой единую конструкцию, направленную острием вперед, которую в идеале ты должен соблюдать при перемещениях, проведении техник, блоках, ударах... Надо стать ниже - присядь глубже, но не наклоняйся. Надо дотянуться до партнера - шире шаг или подшаг, но не наклоняйся, не тянись отдельными частями тела, двигайся всем телом, всей конструкцией :) И постоянно идет возврат к базе.
И на тренировках по айкидо нас очень конкретно гоняют на эту стойку, требуя четкой постановки ног, рук, корпуса, как до начала движения, так и в процессе и в результате перемещений.
Капоэйра - другая! Это постоянное движение, все техники проводятся только из перемещений, и движения эти могут проводиться во все стороны одновременно.
Ситуация меняется постоянно, половину времени ты видишь партнера - должен видеть, ага! :) - вверх ногами или ловишь его взглядом где-то между своих нижних конечностей. Т.е., это уже опытные граждане ловят - я пока успеваю отследить только что-то быстро промелькнувшее на фоне мыслей "как бы не впилиться башкой в пол" и "как бы не заехать случайно по партнеру ногой" :)
Да, в капоэйре есть жинга - базовое движение, из которого мы учим техники. Учим из движения! Это не атака, не перемещение - просто исходное движение. При этом в игре в идеале жинга не используется вовсе - только техника за техникой, уходы, перемещения, финты...
Моментов чистой жинги вообще следует избегать. И нет, как в самбо или в каратэ, возможности разойтись по сторонам татами, выдохнуть и снова ломануться в атаку.
При этом конечно в капоэйре есть своя точка баланса. Кажется, что в хороших капоэйристов встроен акселерометр для ориентации в трехмерном пространстве. Характерный показатель: можно остановить запись игры с участием профи на любом кадре и тело игрока всегда будет отлично сбалансировано - в воздухе оно или на земле, неважно.
При этом в капоэйре нет жестких канонов. Это очень живая динамичная дисциплина. Есть отдельные ее разновидности, есть разные школы с разными ключевыми направлениями и принципами игры... И ни одна из этих школ не имеет четко прописанных техник, то есть допускается довольно вольное их толкование.
В общем, потрясающе интересно.
И красиво.
***
Одна из основных моих проблем в капоэйре - неумение видеть мир вверх ногами :) Натурально при переходе сверху вниз я таращусь в пол и естессно не вижу партнера - да еще и пытаюсь упасть при этом. Поэтому сегодня в лесу развлекалась: смотрела на зимний лес вниз головой. Мир выглядел ярким, свежим и необычным, а снег падал в обратном направлении :)
А еще прикольно: обычное колесо у меня всегда более-менее получалось налево и очень плохо шло направо. Сейчас ситуация выравнивается, но... организм стал путаться: теперь иногда у меня получается офигенное колесо направо и криво-косо налево. Прикольно :)
Tags: Капоэйра
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments