gerraa (gerraa) wrote,
gerraa
gerraa

О стремлениях, мотивации и пофигизме :)

А теперь отдельный вопрос - в продолжение темы влияния среды на умение и желание учиться. Под катом еще больше букв, чем было в предыдущем посте :)))

То, что такое влияние есть, надеюсь, никто отрицать не будет? Достаточно взять троечника из гимназии и перевести его в обычную школу - ручаюсь, что уж на первых порах он будет стабильным хорошистом. То есть, уровень - он и в Африке уровень. И некоторые дети - в частности, Алька - умеют держаться на плаву в определенной прослойке. Вот Алька - она хорошистка. Вне зависимости от того, где и чему она учится. Будет учиться в слабом классе или в сильном - все равно она будет плескаться между 4 и 5, но ближе к 5.
И возникает вопрос: почему одни вообще стремятся (вперед, на первое место в рейтинге, в голову колонны, в космос...), а другие - нет? Почему одним многое дается без особого напряга, но они не рвутся быть первыми, а другим - только упорным сидением или адскими трудами, зато они готовы сидеть и вкалывать как проклятые?

Реже всего встречаются две крайности: идеальный вариант - учатся без напряга, балдеют от процесса и стремятся быть первыми; худший вариант - и так тяжело дается, да еще и сидеть - умереть проще. Вот крайности мы отставим в сторону. Я видела и тех, и других. И в виде детей, и в образе взрослых. Обе категории в обычной взрослой жизни здорово рискуют попасть не туда, куда им предназначено судьбой. Нередко у них сложно складываются взаимоотношения с людьми. Так или иначе - это крайние позиции, и хотя одна из них очень выгодно смотрится в детстве, а другая - совсем наоборот, я бы не хотела, чтобы мой ребенок входил в любую из этих двух категорий.

Меня более всего волнует вопрос: вот это стремление - оно изначально в характере человека или это результат воспитания?
В мамских сообществах или там, где заходит речь о детях, обязательно найдутся люди, которые будут рассказывать - внимание на возраст! - о своих идеальных малышах от 4 до 10 примерно лет. Эти супердети занимаются тысячей вещей, все успевают, учатся на отлично, всегда говорят "спасибо" и вообще представляют собой ходячее светлое будущее. И их гордые родители объясняют, что все это потому, что папа с мамой с малолетства их воспитывали, обучали, жили ИХ по графику и т.п. И так будет всегда и ныне и присно и во веки веков. Ура.
Кто опять же нас с Алькой знает, тот помнит, что на протяжении всей начальной школы Алька тоже имела дохрена разнообразных нагрузок и все успевала. Отличницей, правда, не была, что меня несколько нервировало, но вела настолько активную жизнь, что это было объяснимо. Я ее иногда перманентно пинала - и этого хватало, чтобы дите держалось в классе на приличном уровне.
В 5-м классе Алька постепенно отказалась практически от всех занятий - даже от обожаемого ею брейка, и осталось только фоно. В 6-м классе мы переехали - и последовал отказ от фоно, зато Алька вернулась к гитаре. Вот со следующего года хочет еще плавание. Все! Ну учится хорошо, но не отличница, входит в число лучших учеников их класса - самого слабого из трех в параллели.

При этом еще в период активных Алькиных занятия я заметила, что дите вообще нигде не является лучшей. И нигде - худшей. Более того, ее везде и поголовно хвалят. Ее потенциальные (!) способности отмечали все преподы - по художке, по айкидо, по биохим-цитологическим занятиям, по музыке, по брейку (и это была взрослая группа, где скидок на возраст не делали), и в группе по плаванию - что там у нас еще было (хореография, компьютерный кружок...) :) То есть - может! Но увы - нигде не хочет. Не стремится!!! Вот ходит, нравится, но нигде не выкладывается в полную силу - чисто ради кайфа занимается.

То же самое в учебе. Я общалась с учителями в началке, потом в 5-м классе 538-й школы, потом в 6-м классе местного лицея... Все говорят: спосооообная, может! вот прямо-таки все-все может. Если захочет. Ни один ни по одному предмету, даже когда были затыки в началке и грозила тройка уж не помню по чему - ни один не сказал, что, мол, тяжело вашей девочке дается... Блин. Мнение всех - дается легко, но не берет.

Анализируя ситуацию, я понимаю,что Альке есть в кого быть пофигистом и не-лидером, увы :( Я! Я - сама себе худший пример :( Нежелание вылезать в первые ряды у меня было всегда и во всем. Господи, да даже заходя в пустой зал с кучей свободных мест, я выбираю в лучшем случае 2-4-й ряд, но никогда не последний и никогда не первый. Внутренний настрой на вторые позиции - и мне сложно объяснить, почему так сложилось. Я знаю, что во многом у меня это определяется глобальными внутренними комплексами, которые умрут уже только вместе со мной. Вопрос: откуда это у Альки?

Я не глубокий перфекционист, поэтому не требую от нее идеала. Я не скупа на похвалы и при этом стараюсь не уходить очень далеко от рамок объективности. Я никогда не говорила ей, что она такая дура, что у нее никогда ничего не получится - как много раз говорила мне моя мама. Я вообще стараюсь не давить на ее самооценку!...
Но у меня, похоже, это плохо получается :( Нас с ней объединяет внутренняя неуверенность в собственных силах. Причем внешне по Альке этого не скажешь - со стороны она выглядит самонадеянной, самоуверенной девицей, которая может искренне считать фигней и "легкотней" предстоящее дело. Но в глубине души, как мне кажется, она настроена на неудачу, на "почетное второе" место.

Я пробовала жестко заставлять учиться - но это не прокатывает. Под давлением Алька плющится и утекает из рук как вода. У нее идеальная форма сопротивления - она стремительно тупеет :) чем больше давишь - тем более "пустого" ребенка получаешь :) Угрозы лишения радостей жизни, вопли, уговоры, методичные долбежки, взывания к разуму - мы получаем дите, неспособное не то, что к покорению ах каких вершин знаний, но и к решению элементарных задач для первого класса.
И это тоже мое! По себе знаю: если уж начало тошнить от какой-либо деятельности - привет, приехали. Ничего хорошего из этого не будет - хоть изнасилуй себя всеми возможными способами. Пробовала - в детстве, в юности, во взрослом состоянии. У меня никогда не получалось стать тем самым замечательным ребенком с железобетонной попой, который сел и втиснул в свою голову знания, несмотря ни на что. Среди моих френдов много людей с несгибаемой волей и такой попой - они наверняка скажут: мало старалась. Ну в общем, поверьте, плиз. Немало.

И вот я тут подумала - может быть, это просто разные типы людей, биологически? Ну вот вы лично много встречали примеров - не в кино, не в литературе, а в реальной жизни, среди своих личных знакомых или в своей семье - когда вот человек такой вольный пофигист-гуляка-середнячок, а потом - ррррраз! - сел попой, впитал тыщу кг знаний/умений - и стал крутым и первым навсегда? У меня есть знакомые середнячки и есть знакомые, целеустремленно стремившиеся вперед и многого достигшие. Но вот беда: кто стремился - так тот всю свою жизнь стремился, с детства и до нынешнего возраста. А кто был середнячком - тот таким и остался. Нету у меня ни единого примера переходного!

Или может - мотивация? Ааа, вот он, типа, корень зла? Нехватка мотивации? Да, может быть! То есть, вот наверное если поставить меня - не, меня не подействует - если поставить Альку к стенке и сказать: выучи за месяц английский до свободно-разговорного или расстреляем дочь, то выучу. А если меня поставить - не выучу :))) мотивация даже такого уровня для меня недостаточна. Потому что по большому счету внутри себя я ощущаю бессмысленность подавляющего большинства телодвижений в этом мире. Ну нет у меня шила в заднице, которое бы толкало на достижения.
И у Альки нет... Есть мечты, идеи, но они не захватывают ее целиком. Она не Манилов в чистом виде - если ей хочется плести фенечки, она берет и плетет, доходит до определенного уровня и бросает. Ей хочется трепаться ВКонтактике с заграничными детьми - она берет гуглтранслит и трепется (с той стороны аналогично :)), но это не мотивирует ее взяться жестко за инглиш, чтобы отказаться от гугла. А если убрать гугл - она просто будет трепаться с теми, кто худо-бедно говорит по-русски. И т.д.

Я понимаю, что весь этот пост в глазах целеустремленных, умеющих управлять собственным организмом, граждан выглядит как попытка объяснить собственное лузерство :) Но, граждане целеустремленные, меня этому тоже всю жизнь учили - и для меня это тоже звучит крамольно. Мне 40 лет, и были в жизни моменты, когда я насиловала себя, чтобы делать то, что мне не нравится. И я всю жизнь гноблю себя за лень, безвольность и отсутствие целеустремленности.

Самое главное, что передо мной стоит вопрос: надо ли гнобить Альку? Ну с собой я могу экспериментировать в любую сторону - моя жизнь, че хочу, то и делаю. Но Алька? Надо ли мне продолжать попытки сделать из нее человека, стремящегося быть первым? Перфекционистом, слава богам, она уже точно никогда не станет. Но хоть как-то повысить стремление в первые ряды... М?
Subscribe

  • Метроквест со слов очевидца

    Знакомая мама прошла потрясающе интересный квест - пошла учиться на машиниста в метро. Она молодая здоровая и умная. Стало интересно - и она решила…

  • Дыбр за жизнь: "ААААА!"

    Напоминаю себе того сурка, который "АААААА!". Очень хочется так же. Наше с Максом участие в капо-фестивале вылетает в 10 тыщ. Расписание, кажется,…

  • Дыбр за жизнь: машина, "праздники", Рэкс

    Свозила машинку на сервис перед летом. Все вроде по мелочам, но почти на 12 штук набежало: моторчик отопителя, новая антенна, свет проверили - были у…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments

  • Метроквест со слов очевидца

    Знакомая мама прошла потрясающе интересный квест - пошла учиться на машиниста в метро. Она молодая здоровая и умная. Стало интересно - и она решила…

  • Дыбр за жизнь: "ААААА!"

    Напоминаю себе того сурка, который "АААААА!". Очень хочется так же. Наше с Максом участие в капо-фестивале вылетает в 10 тыщ. Расписание, кажется,…

  • Дыбр за жизнь: машина, "праздники", Рэкс

    Свозила машинку на сервис перед летом. Все вроде по мелочам, но почти на 12 штук набежало: моторчик отопителя, новая антенна, свет проверили - были у…