gerraa (gerraa) wrote,
gerraa
gerraa

Про запреты и детские свободы личности :)

Выдалось чуточку свободного времени - отпишусь по паре тем, вертящихся в голове в последнее время.

Во время родительского собрания в школе был один зацепивший меня момент. Преподавательница по русскому, тетка пожилая и консервативная, сообщила, что девочки должны убирать волосы. Я попыталась выяснить, насколько это обязательно, и в процессе выяснения сообщила, что моей дочери больше нравится ходить с распущенными волосами. Ну собственно дело не в прическе - в конце концов, на уроке русского действительно действуют правила поведения, задаваемые преподавателем, поэтому фиг с вами, уважаемая тетя, если раздражают - уберем. Больше поразило другое - на фразе "моей дочери нравится" все мамы дружно обернулись ко мне и практически хором сказали: "Ну так запретите ей! Они же еще маленькие, что им там может нравиться-не нравиться!" Я заткнулась, поскольку спорить совершенно не хотелось, а, кроме того, я не ожидала такой дружной реакции. Подумаю на эту тему здесь во всеуслышание - может быть, я в чем-то неправа? Потому как есть момент, который меня реально волнует в последнее время...

Итак, вопрос запретов.

Что Альке запрещено? Вот прямо запрещено категорически. А запрещала ли я вообще что-то в прямом смысле этого слова, т.е. "это нельзя!", "я тебе запрещаю!", "не смей так делать никогда!"? Убей бог, никогда такого не говорила. А, нет, нашла! Альке запрещено мне хамить - именно в таких выражениях "никогда не хами мне, дорогая, и не повышай на меня голос. Пожалуйста." И без комментариев.
Во всем остальном, наверное, в нашем случае запретом считается, например: "Алька, я тебя очень прошу, пожалуйста,..." - не переходи дорогу на красный, не хами взрослым гражданам, не бери без спросу ***, ни в коем случае не ходи с чужими...
В чем разница? Попытаюсь найти "10 отличий". В вежливой форме. В том, что я прошу, а не командую безапелляционным тоном. В том, что, в отличие от категорического запрета, в нашем случае я всегда аргументирую, почему я это прошу. Во! В том, что категорический запрет не подразумевает обсуждение и возражения. А в нашем случае это, скорее, из серии "Вы хотите об этом поговорить?"
Действенен ли наш метод? Да, безусловно. Потому что дите не ставится перед фактом, бурля внутри от возмущения, а само соглашается в актуальности запрета, пусть иногда неохотно и со вздохом, но принимает мою точку зрения.

Теперь о запретах, которые я вообще не считаю нужным выставлять.
На внешний вид. Если Алька ходит с распущенными волосами в школе, залезает на 5-сантиметровые каблучки вне школы, втыкает в ушки чего-то готично-несуразное и красит ногти черным лаком - я не буду это запрещать или ограничивать. Я могу выразить одобрение, если это супер, и беззлобно поехидничать, если это ужас-ужас. Но если ее это что-то прёт со страшной силой - вперед, дорогая, разве что подумай о бедных зрителях :) Правда, на руках я все-таки попросила ее стирать черный лак перед посещением школы - попросила, объяснив, что не все преподы будут довольны, а довольный препод, как известно - залог нормальной учебы. Собственно и с волосами вопрос был решен в том же духе - попросила ее носить резиночку на русском.
На личные занятия. Единственный критерий - сделанные уроки. Все остальное меня не касается. Бурно обсуждаемый в мамских сообществах запрет на комп - это не наш метод. Кстати, я уверена, что именно спокойное отношение к посиделкам ребенка за компом с детского возраста позволило Альке избежать болезненного пристрастия к комп.играм и интернету. Замечания, тоже нередко встречаемые мною на форумах, типа "брось игру и иди гуляй, нечего дома сидеть" - тоже не мое. Хочет - гуляет, не хочет - дома сидит. Как-то у нее все это равномерно получается в итоге.
На время. Ну конечно я иногда гоню дите спать по вечерам (нередко она сама настолько умотана, что и просить не надо) - но сплошь и рядом, если идет хорошая киношка, Алька может потусить еще чуточку, то есть жесткого "в 22 ты должна быть в постели" у нас нет, да и не было никогда... А в остальном, опять же, единственный критерий, чтобы личные занятия не мешали школе и доп.занятиям - и регулируй время сама, дорогая.
На общение. Вообще не лезу туда. Ну не все ее друзья мне нравятся и, как показывает практика, я нечасто ошибаюсь. Но максимум, что я могу сделать - порасспрашивать, полюбопытствовать... Но не гнобить и не говорить о них плохо намеренно, и уж конечно не запрещать общение.
На... А на что еще бывают запреты-то? :)

Подходим к самому интересному для меня моменту. Все ограничения я объясняю. А чтобы они выполнялись, необходимо иметь достаточно высокий авторитет в глазах ребенка - я ведь не запрещаю, я убеждаю. Это принципиальный вопрос. А девушка растет. Я не считаю, что в 11 лет это все еще крошка-бейби. Это уже подросток со вполне оформленным взглядом на жизнь по многим вопросам, с личным характером и со все ярче проявляющимся собственным мнением. Подросток, который начинает сомневаться в моих знаниях, причем, похоже, сомневаться, даже еще не дослушав :) Наверное это возрастное проклевывается - скептицизм, сомнения в чужом мнении и желание решать самой. И тут - ааа! я теряюсь - пока еще внутренне. Это происходит в случае, когда я спокойненько так, красиво и логично завершаю мысль на тему "Мне кажется, лучше сделать так..." - и вижу иронично-скептический взгляд и слышу аналогичные интонации в голосе. Я чувствую, что мы подходим к тонкой грани, когда моего авторитета на разовое объяснение может и не хватить. Алька стремительно вырастает из возраста послушной пай-лапочки, смотрящей мне в рот. Все чаще девушка вздыбливает шерстку, косится скептически и явно очччень тщательно обдумывает вопрос "а это точно-точно нигде меня не ущемляет?" И если ей кажется, что ее права и свободы где-то прижаты - начинает их отстаивать.
Грань уже вот она, я ее уже шкурой чувствую. Через год-два Алька рано или поздно скажет твердое "Нет!" - и что я буду дальше делать? Я по жизни мягкий человек в рамках жестких границ. Границы эти в большинстве вещей порядком расширены, поэтому со мной несложно договориться об очень и очень многих вещах. Но сами границы непроходимы. Я боюсь, что в какой-то момент Алька хлопнет дверью - и я не буду знать, как с ней говорить об этом. Давить, орать, ломать, гнобить, строить - не могу и даже учиться этому не хочу. Авторитет не завоевывается воплями, авторитет подразумевает внутреннее согласие. А сила действия равна силе противодействия. Чем больше надавишь - тем больше будет сопротивление. Поэтому запреты отпадают. Уж если я не пользовалась прямыми запретами в Алькином детстве, то явно бессмысленно пытаться давить на взрослую особь :)

Вот теперь маюсь и боюсь: а хватит ли у меня нужных слов и силы убеждения, чтобы передать Альке желаемое видение ситуации и не скатиться на тупые запреты?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments