gerraa (gerraa) wrote,
gerraa
gerraa

Categories:

Проблема.

Ребяты, я в тихом отчаянии. Моя дочь не чувствует текст, т.е. вообще. Т.е. вообще никак и совсем. Она вылавливает сюжет - если только он не особо заморочен эмпатикой писатели - и это максимум на что она способна. Мои попытки что-то объяснить более всего напоминают мне попытки зрячего объяснить слепому, как выглядят краски. Мои ассоциации, связки, выводы, описания - кивает башкой и нифига не понимает, похоже. Ни один из моих выводов она не способна повторить даже после подробнейшего разжевывания ситуации. Моя логика ей непонятна. То, что для меня лежит на поверхности и бросается в глаза - для нее пустое место. Чувства текста, стиля - ноль. В книгах она сравнивает только сюжеты, а то, КАК написана книга, каким языком - для нее ничего не значит вообще. Она не умеет получать удовольствие от "звучания" текста - все таланты авторов складывать слова в единую музыку в Алькином случае пропадают втуне.
В итоге у нас серьезные проблемы в гимназии с русским. Алька там где-то в задних рядах - по ее же собственной оценке. Сочинения для нее каторга. Худо-бедно пересказать... но если тексты замороченные - то и пересказ выливается в ерунду какую-то, даже ключевые, спрятанные под нагромождением описаний и эпитетов, моменты она не вылавливает...
Что делать - не знаю. Я не умею объяснить ей. Я изначально оперирую другим взглядом на тексты, мне очень сложно поставить себя на ее место и увидеть текст ее глазами. Я, черт побери, вообще не могу представить себе, как так может быть! :(

UPD: Чтобы было понятнее, под катом рассказ "Последний лист" Ю.Коваля, который им выдали в гимназии.

ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ
Все лето провалялся в чулане ящик с красками, паутиной оброс.
Но когда наступила осень - вспыхнула по опушкам рябина, и налился медью
кленовый лист, - я этот ящик достал, закинул на плечо и побежал в лес.
На опушке остановился, глянул вокруг - и горячими показались гроздья
рябин. Красный цвет бил в глаза. А дрозды, перелетавшие в рябинах, тоже
казались тяжелыми, красными.
Так я и стал рисовать: рябины и в них перелетают красные тяжелые
дрозды.
Но рисунок не заладился. Горел-полыхал осенний лес, багряные круги
плыли перед глазами. Так было красно, будто выступила из земли кровь. А на
рисунке все оставалось бледным и сумрачным.
- Ты что это? - услышал я за спиной. - Никак, сымаешь?
Оглянулся: дядя Зуй идет опушкой, в руках ведро с опятами.
- Снимают, Зуюшко, из фотоаппарата. А я рисую.
- Какой молодец-то! - сказал дядя Зуй. - Ну сымай, сымай!
Ушел дядя Зуй, а я дальше стал рисовать, но бледным и робким выходил
мой рисунок. А вокруг рябины и дрозды полыхали!
"Нет, - думаю, - рисовать не мое дело. Возьму лучше завтра ружье -
и..."
"Ррружжжье-о-о!.." - крикнул вдруг кто-то у меня над головой.
Я прямо оторопел. Гляжу - на рябине птица сидит. Хохлатая, грудь
оранжевая, на крыльях голубые зеркала. Сойка! Распушила перья, кричит:
"Ррружжжье-о-о! Ррружжжье-о-о! Т-р-р..."
Поглядел я, как сойка на рябине сидит, на осенний лес как следует
глянул и совсем расстроился.
Захлопнул ящик с красками, поднял с земли кленовый лист и сгоряча
налепил его на рисунок.
- Ну ладно! Пойду завтра зайцев торопить...
Осень быстро кончилась. Ветер пообрывал с деревьев листья, снег выпал.
Зимним вечером пришел ко мне дядя Зуй чаю попить.
- Ну и ну... - сказал он, показывая на рисунок, прислоненный к стенке.
- Листок-то прямо как живой.
- Он и есть живой - настоящий.
- Ловко, - сказал дядя Зуй. - Последний, значит, от осени остался. А
это что?
- А это дрозды, Зуюшко. Красные, тяжелые.
- Верно, - сказал дядя Зуй. - Тяжелые-то какие! Рябины, наверно,
нажрались.
Выпил дядя Зуй стакан чаю, другой налил и снова на рисунок посмотрел.
- Да, - сказал он, - самый лучший лес - осенний.
- Верно, - сказал я. - Что может быть лучше?
- Еще бы! Идешь, а под ногами листья шуршат. Что же может быть лучше?
"Ну что же может быть лучше? - думал я. - Что может быть лучше осеннего
леса? Разве только весенний..."

К нему были заданы вопросы, на которые надо ответить в развернутом виде письменно:
- Почему рассказ так называется?
- Что является ключевым моментом в рассказе?

Признаться, я сама не люблю такие рассказы - и никогда не любила. Я даже тургеневские "Рассказы охотника" честно заставляла себя читать, не испытывая ни малейших восторгов по их поводу, а тут Коваль, у которого я вообще не знаю ничего стоящего - и при этом он считается вполне себе автором для детей младшего школьного и дошкольного возраста. Но это же не повод не уметь ответить на поставленную задачу! А у ребенка при виде текста и вопросов - ступор. Ноль слов. А уж речь о составлении письменного развернутого ответа вообще вызывает у нее состояние глубокого уныния, тоски и полного отвержения... Я разложила рассказ по полочкам, выделила все моменты, подводящие к пониманию названия и структуры текста, и истории. Нифига не помогает...

UPD2: я бы может не особо парилась... Но эти умения необходимы Альке для поступления в гимназию весной. Я не представляю, как этому научить - вот что меня более всего огорчает. Мне казалось, уж на ее уровне я способна разжевать и объяснить практически все, научить практически всему необходимому для ее возраста... Ан нет. Не могу. Че делать - непонятно.
Subscribe

  • "Мы живем в ожидании вишен..." (С)

    Я давно пришла к выводу, что граждане, которые рефлексируют на предмет страха смерти, просто имеют слишком много свободного времени для того, чтобы…

  • Автострадания

    Как тяжело без машины. Большую часть тренировок мы с Максом пропустили, потому что не вписывались, все было подстроено под машину. Та часть, что мы…

  • Осенне-пандемический дурдом

    Какой-то совершенно безумный октябрь. Прошлая неделя - была установочная сессия, тренировки-занятия мои и Макса в пролете. На выходных накрылась…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 71 comments

  • "Мы живем в ожидании вишен..." (С)

    Я давно пришла к выводу, что граждане, которые рефлексируют на предмет страха смерти, просто имеют слишком много свободного времени для того, чтобы…

  • Автострадания

    Как тяжело без машины. Большую часть тренировок мы с Максом пропустили, потому что не вписывались, все было подстроено под машину. Та часть, что мы…

  • Осенне-пандемический дурдом

    Какой-то совершенно безумный октябрь. Прошлая неделя - была установочная сессия, тренировки-занятия мои и Макса в пролете. На выходных накрылась…